Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель служит экспертиза ДТП, которую в разных условиях граждане зачастую разнолико называют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Примечательно и то, что ни одно из вышеуказанных наименований не является правильным и научно-обоснованным, но об этом позднее.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) до настоящего времени продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила это название более 7 лет назад, основная масса следователей, судей, адвокатов, юристов также продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс исследования, не определяя вида экспертного исследования.

Из-за такого абстрактного и общего определения данного исследования, в общей практике зачастую всплывают ситуации, когда в офис какой-либо экспертной организации, где имеются вроде бы как «автоэксперты» (оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы дела, где необходимы специальные познания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожной разметки, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков).

Возникает неприглядная ситуация, в следствии которой материалы дела возвращаются в судебные или следственные органы без исполнения, из-за чего сроки не выдерживаются из-за неграмотности участников судебного процесса.

Основные задачи и цели судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте происшествия: участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин;

• состояние дорожного покрытия в месте происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности должного восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• определение значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспорта и других объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения автомобиля и других участников по покрытию автомобильной дороги;

Выяснение обстоятельств, непосредственно связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, которые способствовали возникновению происшествия: отсутствие необходимых дорожных знаков, неверная разметка дороги, неверное расположение дорожных знаков, неблагоустроенность дороги и иные негативные условия ситуации.

Для проведения автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы эксперту требуется предоставить все материалы гражданского, административного, уголовного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо глубокое изучение всего комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.